Адальби Браев. Наброски к портрету

Так сложилось, что июль связал дату рождения и дату ухода адыгского поэта, писателя и журналиста Адальби Галимовича БРАЕВА (1937-2005). В этом году ему исполнилось бы 80 лет.
Рефреном его образа в воспоминаниях современников звучат слова «человечность» и «скромность». В интонациях, которые хранят его произведения, проступает ломаный переход от выразительной проникновенности до необъяснимой отрешенности. Его путь в адыгской литературе повторяет путь его лирического героя: какая-то беспощадная искренность самораскрытия в начале, далее – тихие попытки уйти в тень…
«Свет в окне» (1963) – книга, с появлением которой в адыгской литературе зазвучало имя Адальби Браева. Молодой возраст и взыскательность, которой отмечен ряд произведений, вошедших в сборник, рождали соотношение, способное многое поведать о творческих притязаниях автора и его стремлении им соответствовать. Будет нелишним сказать, что в имени автора также воплощалось некое соответствие. Многим еще памятны те времена, когда в национальной среде бытовала манера перекраивания кавказских имен, зачастую сложных для произношения носителями другой ментальности. Иногда, успешно минуя какие-либо созвучия, исконное имя полностью вытеснялось другим, более понятным. Метаморфоза произошла и с именем нашего героя, однако здесь изменения несли обратный смысл. При рождении он получил звучное, богатое культурными ассоциациями, правда, нехарактерное для адыгов имя Александр. Уже будучи взрослым человеком, – это был период его успешного вхождения в творческую среду газеты «Ленин гъуэгу» (ныне «Адыгэ псалъэ»), – он сменит его на более гармоничное для адыгского слуха - Адальби. И, судя по всему, поступил так не из собственной прихоти. По мнению коллег, принадлежность к родной культуре проявлялась в нем настолько цельно, что груз иных ассоциаций делался избыточным. Как повествует об этом Борис МАЗИХОВ, гармония была восстановлена с легкой руки Бетала КУРАШИНОВА: «Как же мы будем звать Шурой истинно адыгского парня? С сегодняшнего дня ты – Адальби». Редакция, в которую тогда устроился Адальби Браев сначала корреспондентом, затем заместителем ответственного секретаря, надолго стала местом его работы после республиканского издательства «Эльбрус». Последние годы окажутся связанными с детским журналом «Нур», и именно детская книжка явится последним прижизненным изданием Браева. В его творческой копилке будут стихи, поэма о войне, переводы поэзии адыгского зарубежья, прозаические произведения, в частности, рассказы для детей. Всего двенадцать книг, четыре из которых – в переводе на русский язык. И все же символом его творчества стал «Свет в окне». До сих пор об этой книге вспоминают с восхищением. Следом за ней, в 1964 году, вышел небольшой сборник «Неожиданная встреча» – детские рассказы в переводах на русский язык. Появление их друг за другом говорило о том, что эти вещи вынашивались одновременно. Его рассказы живут чувством упоения настоящим – дар, перенесенный им из детских лет, явленный когда-то увлекательными повествованиями стариков, с которыми его семья соседствовала в родном селении Шалушка. И важен не возраст аудитории, которой адресованы произведения, а то, как их совершенно незамысловатый строй воскрешает даже во взрослом человеке доверчивую зачарованность ребенка.
Год рождения Адальби Браева – 1937-й, стало быть, войну он встретил четырехлетним мальчишкой, и события, искалечившие судьбы целой страны, поглотили период его детства. Адальби Браев и его сверстники, среди которых Зубер ТХАГАЗИТОВ, Петр МИСАКОВ, Кашиф ЭЛЬГАР, Борис КАГЕРМАЗОВ, Петр КАЖАРОВ, Лиуан ГУБЖОКОВ – дети воинов-победителей. Много испытавшие, они бесконечно горды великим триумфом своей страны, но непосредственными победителями и участниками сражений выпало быть не им. С одной стороны, освященное самой историей могущество настроений, которые пронизывают литературу 1950-60-х, с другой – логичность отличий, которые должны проявиться в самосознании двух поколений. Словно компромисс между тем и другим в искусстве, появляются формулировки «напряженное чувство времени», «ответственность перед временем» и т.п. Самосознание героя, его индивидуальные черты в поэзии тех лет проявлялись взвешенно, продуманно, и на этом фоне Адальби Браев был необычен. На поэтические опыты начинающего автора обратил внимание Бетал КУАШЕВ, в то время ответственный секретарь литературно-художественного альманаха «Къэбэрдей», так первая публикация Браева состоялась в рубрике «Новые голоса» альманаха за 1955 год.
Со дня выхода первой книги поиски Браева не остаются незамеченными. В республиканских периодических изданиях, в сборниках литературно-критических статей появляются отзывы и заметки о нем. Нельзя сказать, что они многочисленны, но по ним можно убедиться, что среди голосов поколения, заявившего о себе в начале 60-х, его голос был отчетлив. Это был период, когда под влиянием художников старшего поколения в искусстве господствовали пафос преодоления внешних преград, напряженное чувство ответственности перед временем – черты, отражавшие идеал героического человека, утвердившегося в годы прошедшей войны. Высоко чтимый идеал, возникший на гребне тяжелого исторического испытания и его преодоления, задает канон литературе послевоенного периода. Культ направленного безостановочного движения и «светозарности» героя, неизменно отражавшийся даже в названиях сборников, выходящих в послевоенные годы, казалось бы, угадывается и в первой книге Браева: по названию она также казалась «светозарной». Но интересно то, что свет ее обращен не во внешний мир, а вглубь души героя, это всего лишь элемент его самораскрытия. И если сегодня оценивать браевского героя на фоне культурного контекста, то по сравнению с его смелостью и беспощадностью самораскрытия все остальное покажется незначительным. Есть нечто знаковое в том, что начало его творческого пути связано с именем Бетала Куашева - отдельные произведения Куашева обнажали мир внутренних переживаний настолько, что своей откровенностью вызывали нарекания критики. Степень самораскрытия художника имеет непосредственную связь с характером его идеала. С ним бывает связано либо желание строго соответствовать каноническому образу сильной личности, либо потребность впустить в творчество дисгармонию внутренней жизни. Идеал Куашева синтезированный, степень его самораскрытия не была всецело ориентирована на соответствие канонам героической личности. Безусловно, подобное мироощущение было близко и Браеву, поскольку уже в начале своего творческого пути в стихотворении, которое именует его первый сборник, он решается вывести к читателю героя дисгармоничного. Вот как это звучит в подстрочном переводе первой строфы: «Денежный долг, ресторан, бокал спиртного./ Дорога топкая, дорога вниз ведущая!/ Свидетелем многих слез ты была,/ Теперь и мне открытой стала» («Свет в окне»). Надо ли говорить о том, что образ пути значим в любой художественной системе, а в послевоенной поэзии особенно. Для героического человека ценно лишь пространство преодоления, а символом победы являются достижение самой вознесенной точки этого пространства и озаренность его светом. Но вместо преодолеваемого пространства герой Браева открывает читателю пространство переживаемое. В начале 1960-х, когда сверстники поэта в согласии с канонами все еще господствующего идеала «восходили в гору», его герой был озабочен спасением своего пути через спасение души. Однако уязвимый в своей открытости герой стихотворения «Свет в окне» в последующих сборниках больше не появится, во всех остальных случаях его страдания надежно спрячутся за самоиронией. Более того, со временем Браев попытается создать портрет совершенно другого героя - раскованного, искушенного. Об этом многие стихотворения, вошедшие в сборники «Иду к тебе» (1975) и «Мечта» (1976). Только искушенность здесь явно надуманная, а внутренний мир ускользает.
Как и для всякого художника, жажда отклика, размышления о дальнейшей судьбе своих творений были для него неизбежны. Мотив признания обществом и собственную художническую позицию он обозначил в стихотворении «Да будет счастье празднующим!» («Гуп махуэ»). Тема отклика проявилась сразу с двух сторон - как отношение к его творчеству читателя и как отношение к нему же собратьев по перу. Он использует замечательный этнический сюжет джэгу – игрище: «выходя в центр круга/ Виртуозным исполнителем исламей/ Хоть я и не кажусь,/ у публики зевоту вызывающей,/ Предпочитаю не иметь заимствованной манеры исполнения». К законам игрища и его участникам он и почтителен, и снисходителен, оттого обращается к ним с этикетным благопожеланием «гуп махуэ!». Но самое интересное – это читатель, который изображен так, что ощущается особый характер его связи с ним: «Беря мои стихи/ наклонившемуся любому,/ Строк «темными» глазами/ я загляну в лицо./ В этом лице по мною увиденным приметам/ Пойму,/ если бесславный путь мне предначертан». В оригинале взаимодействие читателя с творениями поэта выражено через оборот «зызыгъэщхъ дэтхэнэми». Можно заметить, что слово «зызыгъэщхъ» – «наклонившийся, склонившийся»  воссоздает не только образ склоненного над произведением, но и поклонившегося ему читателя. Иначе говоря, обращенность читателя к его творчеству сама по себе – своего рода одолжение, так как предопределяет его дальнейшую судьбу.
Не существует каких-либо универсальных схем, по которым можно предугадать логику становления художника. Можно лишь сказать, что «выход в круг» Адальби Браева оказался запоминающимся. Уже в самом начале он сумел запечатлеть то, что составило удивительную проекцию его души. Какую драму скрывали ломаные переходы, изменившие в дальнейшем тональность его голоса, нам уже не узнать. И вряд ли сам писатель хотел, чтобы об этом знали. Ни в творчестве, ни в жизни он не был декларативен. Очевидно лишь одно: самое дорогое, самое лучшее, что может быть для его памяти, – это читатель, склонившийся над его строками.

Инна КАЖАРОВА,кандидат филологических наук,старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН
 
По теме
Прокуратура сообщает - Кабардино-Балкарская правда Заставили выплатить зарплату Прокуратура Нальчика проверила соблюдение требований трудового законодательства.
Кабардино-Балкарская правда
Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
Газета Нальчик
В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
Министерство здравоохранения
1F8B1F6F-7E42-4D59-A00E-DBACBA402AAB.jpeg - РИА Кабардино-Балкария Глава КБР Казбек Коков вместе с Губернатором Ставропольского Края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым приняли участие в туристко-патриотическом слете "Мосты дружбы", сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
РИА Кабардино-Балкария
Выход за рамки через сцену - Газета Нальчик Творческий тандем режиссёра Романа Дабагова и художника Кантемира Жилова стал уже знаком качества.
Газета Нальчик