Феномен Высоцкого

Феномен Высоцкого
Фото: www.kbpravda.ru

«О Володе Высоцком я песню придумать хотел, но дрожала рука и мотив со стихом не сходился. Белый аист московский на белое небо взлетел. Чёрный аист московский на чёрную землю спустился». Из всех посвящений Высоцкому эти строчки  Булата Окуджавы кажутся мне самыми точными и пронзительными.
Его жизнь была яркой, хотя и недолгой. Говорить о какой-то  безвременной кончине, по-моему, глупо. Случайностей не бывает, и Высоцкий сделал всё, чтобы уйти из жизни молодым. Хронические запои, наркотики, работа на износ – такие вещи кого угодно загонят в могилу. Он снимался в кино, играл в театре и выступал с гастролями по всей стране. Не знаю, как для вас, а для меня Высоцкий прежде всего поэт. Его песни приятно не только слушать, но и читать с листа. «Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю/ Я коней своих нагайкою стегаю –  погоняю, – / Что-то воздуху мне мало –  ветер пью, туман глотаю,/ Чую с гибельным восторгом: пропадаю! Пропадаю!/Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!/ Вы тугую не слушайте плеть!/ Но что-то кони мне попались привередливые, –/И дожить не успел, мне допеть не успеть…» «Гибельный восторг» – очень яркий поэтический образ. Он характерен для Высоцкого, который провёл в этом состоянии большую часть жизни. 
Настоящим большим поэтам каким-то необъяснимым образом удаётся заглянуть в будущее. Примеры такого прозрения встречаются довольно часто. Допеть Высоцкий действительно не успел. Песня оборвалась на середине. Оборвалась жестоко, трагически, но  закономерно и предсказуемо. 
«Час зачатья я помню неточно./ Значит, память моя однобока,/ Но зачат я был ночью порочно/ И явился на свет не до срока./ Я рождался не в муках, не в злобе./ Девять месяцев – это не лет./ Первый срок отбывал я в утробе./ Ничего там хорошего нет». Владимир Высоцкий появился на свет 25 января 1938 года. Сегодня он мог бы отметить восьмидесятилетний юбилей, хотя сослагательное наклонение в таких случаях не совсем уместно. Его трудно представить стариком, страдающим ревматизмом, артритами и склерозом. Высоцкий навсегда остался молодым, энергичным и по-хорошему злым. Он был беспощаден к себе и другим. Резал правду-матку, ненавидел трусость и лицемерие. В нём не было самодовольства и снобизма, свойственного многим столичным знаменитостям.  «Я не люблю уверенности сытой,/ Уж лучше пусть откажут тормоза!/ Досадно мне, что слово «честь» забыто,/ И что в чести наветы за глаза…/ Я не люблю себя, когда я трушу,/ Досадно мне, когда невинных бьют,/ Я не люблю, когда мне лезут в душу,/ Тем более, когда в неё плюют…»
Не имея государственных наград, он был по-настоящему народным артистом. Его любили рабочие и космонавты, рецидивисты и милиционеры, хоккеисты и врачи.  Так в чём же заключается феномен Высоцкого? Мне кажется, дело в искренности и доступности. В отличие от Бродского, например, Высоцкий – поэт для всех. Чтобы слушать его песни или читать стихи, не нужны глубокие знания философии, мифологии и литературы. Он не занимался самолюбованием, а просто рассказывал истории. Правдивые и убедительные. Именно это и подкупало. «Я полмира почти через злые бои/ Прошагал и прополз с батальоном,/ А обратно меня за заслуги мои/ Санитарным везли эшелоном./ Подвезли на родимый порог, – / На полуторке к самому дому./ Я стоял и немел, а над крышей дымок/ Поднимался совсем по-другому./ Окна словно боялись в глаза мне взглянуть./ И хозяйка не рада солдату – / Не припала в слезах на могучую грудь,/ А руками всплеснула – и в хату. /И залаяли псы на цепях./ Я шагнул в полутёмные сени,/ За чужое за что-то запнулся в сенях,/ Дверь рванул – подкосились колени...» Высоцкий  умел заинтриговать своих слушателей. Его рассказы обретали плоть и кровь. Герои оживали, становясь отвратительными или глубоко симпатичными.
Глеб Жеглов, радист Володя, поручик Брусенцов, Жорж Бенгальский, Дон Гуан, Ибрагим Ганнибал… Роли Высоцкого в кино, конечно, запоминающиеся, но мне кажется, это связано с его песнями. Откровенно говоря, я никогда не считал его выдающимся артистом. Актёрское дарование Высоцкого было достаточно средним. Во всех картинах он одинаков,  вплоть до интонаций. То ли дело Юрский, Евстигнеев, Папанов или Джигарханян.
Высоцкого часто представляют этаким страдальцем. Дескать, поэтому пил и кололся. По-моему, это миф. Так сказать, художественный образ.  Ни мучеником, ни борцом с режимом Высоцкий, конечно, не был. Судите сами. Ведущий актёр одного из самых модных столичных театров. Особое отношение со стороны художественного руководителя. Юрий Любимов ему многое прощал и неизменно давал главные роли. Галилей, Гамлет, Хлопуша, Лопахин – многие артисты о таком не могли даже мечтать. 
Высоцкий разъезжал по Москве на «мерседесах» и БМВ, жил в трёхкомнатной кооперативной квартире и был женат на французской кинозвезде. Он давал по нескольку концертов в день и материально чувствовал себя очень даже неплохо. Кроме того, актёр регулярно бывал за границей и фактически объездил полмира. Не самая суровая судьба для человека, якобы пострадавшего от советской власти.
Высоцкого действительно не печатали и не принимали в Союз писателей СССР. Ну и что с того? Зато его всесоюзной славе мог позавидовать любой официальный литератор. Он был не менее популярен, чем Кобзон, Пугачёва, Владислав Третьяк и даже Юрий Гагарин.
«И хоть путь мой и длинен, и долог,/ И хоть я заслужил похвалу – / Обо мне не напишут некролог/ На последней странице в углу./ Но я не жалею!../ И хотя во всё светлое верил, / Например, в наш советский народ, / Не поставят мне памятник в сквере/ Где-нибудь у Петровских ворот./ Но я не жалею!../ И всю жизнь меня колют и ранят./ Вероятно, такая судьба./ Всё равно меня не отчеканят/ На монетах заместо герба./ Но я не жалею!». В этом случае Владимир Семёнович оказался неправ. И некролог написали, и памятник в сквере поставили, и на монетах отчеканили… Но, что самое главное, Высоцкого слушают до сих пор. Времена изменились, проблемы стали другими, а его песни, как сейчас принято говорить, в тренде. 
Имя Владимира Высоцкого тесно связано с нашей республикой. В конце шестидесятых  он приезжал в Кабардино-Балкарию на съёмки фильма «Вертикаль». Именно здесь появился цикл песен, посвящённых горным вершинам. «Здесь вам не равнина, здесь климат иной,/ Идут лавины одна за одной,/ И здесь за камнепадом ревёт камнепад./ И можно свернуть, обрыв обогнуть,/ Но мы выбираем трудный путь,/ Опасный, как военная тропа./… Кто здесь не бывал, кто не рисковал,/Тот сам себя не испытал,/ Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес./ Внизу не встретишь, как не тянись,/ За всю свою счастливую жизнь/ Десятой доли таких красот и чудес...»
 

Эдуард БИТИРОВ
 
По теме
Прокуратура сообщает - Кабардино-Балкарская правда Заставили выплатить зарплату Прокуратура Нальчика проверила соблюдение требований трудового законодательства.
Кабардино-Балкарская правда
Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
Газета Нальчик
В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
Министерство здравоохранения
Выход за рамки через сцену - Газета Нальчик Творческий тандем режиссёра Романа Дабагова и художника Кантемира Жилова стал уже знаком качества.
Газета Нальчик
1F8B1F6F-7E42-4D59-A00E-DBACBA402AAB.jpeg - РИА Кабардино-Балкария Глава КБР Казбек Коков вместе с Губернатором Ставропольского Края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым приняли участие в туристко-патриотическом слете "Мосты дружбы", сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
РИА Кабардино-Балкария