Ведущим презентации нового инструмента выступил Джабраил ХАУПА, который сделал экскурс в историю не только шикапшины, но и адыгской инструментальной музыки, которая намного богаче вокальной в целом. Именно известный композитор одним из первых услышал звучание нового инструмента и дал ему название «пшынэбзих». В мероприятии приняли участие ученики Зубера Еуаза, которые исполняли на различных видах шикапшины старинные мелодии – многогранные и необычайно мелодичные. На примере этих учеников видно, что в нашем обществе уже четко обозначилась тенденция возрождения интереса к старинной музыке, основам адыгской музыкальной культуры. Об этом говорит хотя бы тот факт, что число желающих (особенно среди молодежи) научиться игре на шикапшине не уменьшается, а только возрастает. Ученики школы Зубера Еуаза показали своими выступлениями путь развития шикапшины по периодам – от разновидности к разновидности, шестиструнный вариант является тоже определенным этапом этого пути.
Зубер рассказал нам не только о целях создания новой шикапшины, но и об особенностях существования музыкального фольклора в современном мире:
«Изменения шикапшины в ХХ веке происходили главным образом в Кабарде благодаря ШЕОЖЕВУ, В. ОЙБЕРМАНУ, Х. ХАВПАЧЕВУ, Л. БЕКУЛОВУ, деятельности ансамбля «Бжьамий». Все это означает, что жизнь шикапшины продолжается, иначе этой эволюции не было бы. Она бы просто отмерла, как многие другие старинные инструменты, не дошедшие до нас, у которых не было развития.
Сегодня мир очень расширился, в том числе и в культурном плане, прежде всего благодаря Интернету. Мы можем наблюдать за теми процессами, которые происходят в Европе, Азии, любом уголке мира. Естественно, происходит обогащение национальных музыкальных традиций, мы перенимаем друг у друга какой-то опыт, приемы. Стремимся к улучшению, к тонкому, деликатному осовремениванию нашей музыки. К примеру, на двухструнной шикапшине более сложные в музыкальном отношении вещи не сыграешь, так как она не настраивается на определенную ноту, из-за чего невозможно на ней играть с другим инструментом. Это не значит, что мы должны от нее отказаться. Наоборот, суметь сберечь ее – важнейшая задача для нас. Сегодня это блестяще удается Замудину ГУЧЕВУ и его ансамблю «Жьыу». Наличие разных инструментов, разных вариаций одного и того же инструмента – это богатство нашей культуры. Наша музыкальная культура очень богата – намного богаче, чем мы можем себе представить.
Очень сложно сказать, звучание какого варианта шикапшины мне больше нравится, все зависит от настроения. Двухструнная с жильными струнами звучит потрясающе – у нее очень лиричное, мягкое звучание, ее надо слушать без микрофона. Двухструнная с волосяными струнами звучит более остро и резко. Быструю техничную мелодию лучше всего исполнять на шикапшине с четырьмя струнами – в этом ей нет равных. А если нужно в более современном, ансамблевом стиле исполнить лирическую вещь, это лучше всего делать на том инструменте, который я презентовал теперь. У нее диапазон намного шире, она богаче тембрально, есть низкие частоты. На ней можно играть не только адыгские мелодии, но и произведения классические – она придаст совершенно новый самостоятельный акцент им. Возможности у нового инструмента неограниченные: он подходит и для сохранения старинных мелодий – они прекрасно звучат на нем и будет создавать что-то свое. То есть будет двигаться в различных направлениях – у него есть для этого потенциал. Все, что было наработано до сих пор, заложено в этом инструменте, но с большими возможностями».
Источник: Газета Горянка
22.10.2014 11:09