У этого произведения и самой высокой в мире фарфоровой вазы «АРУРА», которая хранится в Лойхтенбурге (Тюрингия, Германия), один автор – народный художник КБР Алим Пашт-Хан, отмечает пресс-служба.
«Люди стараются все новое поместить в уже готовую ячейку, в давно существующие в их сознании представления. Если оно в ячейку не помещается, то начинается реакция: идут самые разные разговоры, разные оценки. «Звездный камень» для города – новый объект. И все разговоры вокруг него, одобрительные и неодобрительные, – это нормальный процесс. Когда в нашей республике идет речь о скульптуре в пространстве города, многие сразу представляют памятники классического образца – памятник поэту, политическому деятелю или же историческому событию. Более широкого представления о скульптуре как виде искусства у многих просто нет. В их понимании, если что-то на площади, в парке, сквере ставится, то обязательно памятник», - цитирует пресс-служба автора скульптуры.
«Хотелось бы, чтобы в городе, где я родился, появились произведения искусства, посмотрев на которые, приехавший к нам из любого культурно развитого города удивился: «Да, это действительно необычно, интересно», - отмечает А. Пашт-Хан.
«Звездный камень» и вправду отсылает к самым разным сюжетам. В частности, к тому же Сосруко – сыну камня. Похож он и на лавовые камни под Эльбрусом, и на метеорит, есть и ассоциации с философским камнем.
По замыслу автора, скульптура должна отражать крепость, многогранность и богатство обычаев и традиций народов Кабардино-Балкарии.
Небольшой текст в форме четверостишия будет определять «Звездный камень» и как «камень счастья». К нему можно подойти, притронуться, чтобы энергия и мощь этого камня передавалась через прикосновение.
«Многое зависит от смотрящего на него человека. Для кого-то это будет камень счастья, для кого-то красивый «звездный» камень, кто-то еще дальше посмотрит и откроет смысловые слои философского камня. К тому же, определенную смысловую нагрузку дает место, где он расположен, – главная аллея Атажукинского сада. Если смотреть со стороны входа в парк, то за «Звездным камнем» видны гребни Кавказского хребта и Безенгийского ущелья, откуда и был доставлен этот гранит», - подчеркивает автор.
А. Пашт-Хан искал материал для скульптуры в Приэльбрусье, в Верхней Балкарии, но нашел в его Безенгийском ущелье, откуда его два дня везли к месту работы.
Изначально он весил 47 тонн, а после обработки – 40 тонн.
Как рассказал А. Пашт-Хан, обработка камня проводилась вручную.
«В нем есть еще бронзовые вставки, диаметр которых варьируется от 5 до 20 см. Они отлиты в Германии, в литейном заводе в Лауххаммере, известном своими бронзовыми колоколами. Каждая из бронзовых вставок является отражением звёздного неба, символизируя солнце и звёзды, нашу природу, семью, народное творчество и быт. В целом, очень трудоемкая работа. И это лишь первая часть работы-трилогии. Над этой первой скульптурой работа шла в течение года. Думаю, и каждая из последующих потребуют не меньше времени», - отмечает автор.
Проект изначально обсуждался с Главой КБР Юрием Коковым, затем на Градостроительном совете и в целом был одобрен архитектурным сообществом.
Большую поддержку проекту оказывает администрация Нальчика.
«Мне была предоставлена полная свобода. Единственно заданный параметр: создать произведение, достойное нашего времени и нашей республики. Поддержка действительно хорошая, иначе было бы сложно реализовать данный проект. Выражаю искреннюю благодарность всем, кто оказывал мне помощь в реализации данного проекта», - говорит А. Пашт-Хан.