Не подражание, а диалог

По цеховой принадлежности Галина ПАК – живописец, однако поиски новых способов самовыражения привели ее к скульптуре, к которой изначально она не чувствовала тяги. Для нее уход в другую сферу, работа с новыми для себя материалами стали своего рода отдушиной. 
Началось все с того, что она вслед за дочерью Софьей, тоже художницей, стала создавать плакетки – плоские изображения животных из восточного календаря и гротескные образы своих знакомых, выполненные в примитивистском ключе. Кодируя свои образы в знаки-символы, осуществляющие незримую духовную связь с реальностью, она создала собственный причудливый, окутанный некой тайной мир. 
Если в живописи Галина Пак сумела выработать индивидуальный, легко узнаваемый почерк, то в скульптуре не стала ограничивать себя определенными стилевыми рамками. Ее пластика свидетельствует об отсутствии у нее сложившегося стиля, а лишь указывает на процесс его поиска. Для обновления пластического языка ваятель ведет в этой области перманентные формальные поиски, опираясь на разные художественные стили и направления. 
Современные художники уже давно прекратили поиски новых форм, убедившись, что сделать это сегодня невозможно. Они берут за образец сложившиеся в ту или иную эпоху изобразительную формулу или иконографический тип, чтобы использовать для создания собственных произведений, естественно, подвергая их тем или иным транформациям. 
Не осталась в стороне от нынешних модных трендов и Галина. На занятия творчеством ее нередко вдохновляют артефакты архаического периода, образцы античного искусства и художественные произведения последующих эпох. Сегодня познакомиться с ними не проблематично: их можно увидеть на многочисленных выставках, в интернете, в печатных изданиях. Не составляет особого труда из всего этого многообразия выбрать подходящий образец, но не для простого подражания, как это было в прежние времена, а для того, чтобы умело вести с ним диалог. 
Сейчас нередко древние языческие образцы становятся матрицами эстетического сознания современного художника. В этом смысле не стала исключением и Галина. В поле ее внимания как-то попали каменные антропоморфные половецкие изваяния-балбалы, которые подтолкнули к созданию композиции «Ожидание». Задача соединения в одном произведении современного взгляда с культурным опытом прошлого совсем непростая, но скульптору удалось актуализировать форму древних монументов, интерпретируя ее в нужном ключе. 
В «Ожидании» взгляд автора - современного человека органично сплавляется с памятью об искусстве прошлого. В скульптуре соединены две ипостаси одной женщины: изображенной в момент зарождения внутри нее новой жизни, символом которого становится яблоко в ее руках, и в процессе вынашивания ребенка с заметно выросшим животом. Путем особого формообразования художница нашла своеобразный способ соединения в единую конструкцию разновременных событий, двух этапов жизни своей героини, сращивая два фрагмента, две половинки женского тела. 
Обращая внимание на это и другие произведения Г. Пак, нельзя не отметить характерную для нее черту. Если мы видим в эпоху феминизма нежелание многих женщин-творцов покорно воспроизводить архетипические нормы поведения женщины, то, оказалось, что самодостаточная и вполне сумевшая самореализоваться художница неожиданно поддерживает откровенно мужской взгляд на женщину, доминирующий в нашем обществе. Это заметно, в частности, и в ее «Женском торсе».
Совсем иное мы наблюдаем в мужских образах – небольших станковых камерных скульптурах этюдного характера, в которых в основном отражена экзистенциальная драма человека. Это метафорические изображения тяжелых переживаний, душевных состояний и настроений, таких, как тягостные раздумья, страдание, отчаяние, столь модные сегодня депрессия, одиночество и потерянность, которые скульптору удается передать посредством жестов и поз, поскольку лица ее персонажей скрыты от зрителя. 
Еще одна привлекательная для ваятеля тема – любви нашла воплощение в нескольких лиричных композициях, в которых герои-любовники выражают свои чувства чаще всего через объятия. Две застывшие, словно колонны, фигуры («Инвалиды») заставляют задуматься о драматических перипетиях судьбы человека. Несмотря на отсутствие ног (автор использует этот факт в качестве драматического модуса), герои Г. Пак наделены мощной волей к жизни. 
На решение сложной бытийной проблематики в концептуальной композиции «Тополь» Г. Пак вдохновила удивительная природная пластика дерева, позволяющая в яркой, лаконичной форме посредством визуальных образов изобразить непростой путь человечества. Ее модель мироздания символизирует одновременно взлет к высшей духовности и приверженность к исконному, почвенному. Автору удалось запечатлеть особую образную напряженность времени, полного противоречий и драматизма. Условные, нефигуративные формы обогащают скульптуру зашифрованными смыслами, делают ее более многозначной.
В «Распятии» художница по-своему интерпретирует священный для христиан сюжет, осовременивая его следами автоматной очереди. Да и сам крест она мыслит как меч, со всей жестокостью воткнутый в самое сердце Земли. Может быть, кому-то покажется кощунственным столь вольное обращение с вечным сюжетом, но автор считает, что именно таким образом наиболее убедительно можно рассказать о сложных и неразрешимых противоречиях современной жизни. 
Создавая композицию из дерева «Яйцо», символизирующее зарождение жизни, Галина избрала для себя специфический художественный язык, близкий формотворчеству Генри МУРА и Ханса АРПА, в основе которого - биоморфный стиль. «Яйцо» вписывается в упругую, с сильной энергетикой органическую форму. Свободная игра абстрактных форм искусно сочетается с конкретным, реалистическим изображением яйца. Сквозной характер объекта позволяет включить в скульптуру внешнее пространство, которое несет не меньшую нагрузку, чем внутреннее. 
Дерево – излюбленный материал Галины Пак. И когда ей случайно попадаются на глаза необычные корневища и капы, способные помочь решить некую важную для нее задачу, она никогда не проходит мимо, находя способ доставить их в свою мастерскую. Так получилось и с корневищем, которое позже превратилось в «Большой взрыв». Через своеобразные наросты, напоминающие некие энергетические каналы, высвобождается дремавшая в дереве мощная энергия, оставляя после себя многочисленные разрывы, провалы форм, сквозные отверстия. Формально пластический язык скульптуры вызывает много ассоциаций, а каждая новая точка зрения на «Большой взрыв» открывает перед зрителем бесконечное перетекание одного образа в другой. Автор лишь немного доработала природный объект, чтобы придать ему выразительности.
Галина Пак занялась скульптурой сравнительно недавно, так что ждать от нее шедевров, наверное, пока не стоит. Но и то, что она успела создать, представляет художественную ценность и позволяет надеяться на то, что лучшие работы у нее впереди.

Жаухар АППАЕВА, искусствовед
 
По теме
В Кисловодске заканчивают оформление недавно установленного памятника Солженицыну авторства легендарного Зураба Церетели - Sk-News.Ru На памятник писателю прикреплены четыре латунных картуша с цитатами из его произведений писателя, их сначала прикрепили к постаменту, литейщик из Санкт-Петербурга довел плиты до идеального состояния: придал эффект старины,
19.10.2018
Пятый межрегиональный открытый фестиваль-конкурс «Кавказ. Мир Православия» посвятят благотворительности и добровольчеству - Sk-News.Ru Он пройдет под эгидой Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках медиафорума «Благословенный Кавказ» при поддержке аппарат
18.10.2018
 
Всероссийская конкурс-премия современного уличного искусства и спорта «Кардо» - Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества В целях пропаганды здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в молодежной среде и развития творческого потенциала молодежи Молодежной региональной общественной организацией Ставропольского края «Центр Парку
18.10.2018
(Продолжение. Начало в №№ 40-41) А актер доверительно, по-детски сообщил, что очень хотел быть артистом.
17.10.2018
Звучали стихи Кязима - Газета Горянка В воскресенье в селе Шики прошли традиционные восьмые «Кязимовские чтения» у дома, где жил и творил основоположник балкарской литературы Кязим МЕЧИЕВ.
17.10.2018
 
С 8 по 12 октября в Нальчике прошел международный кинофестиваль «FEST-хиты».
17.10.2018
Вчера в Керчи произошёл взрыв в политехническом колледже. По информации Национального антитеррористического комитета, в здании сработало неустановленное взрывное устройство.
18.10.2018 Кабардино-Балкарская правда
Вчера в результате пожара в многоэтажном доме в городе Баксане погибли женщина и двое детей.
08.10.2018 Кабардино-Балкарская правда
 Распоряжением врио Главы Кабардино-Балкарии К.В. Кокова Правительство  КБР выделит 500 тысяч рублей семье участкового уполномоченного МО МВД России «Баксанский»,
08.10.2018 Кабардино-Балкарская правда
В Кисловодске заканчивают оформление недавно установленного памятника Солженицыну авторства легендарного Зураба Церетели - Sk-News.Ru На памятник писателю прикреплены четыре латунных картуша с цитатами из его произведений писателя, их сначала прикрепили к постаменту, литейщик из Санкт-Петербурга довел плиты до идеального состояния: придал эффект старины,
19.10.2018 Sk-News.Ru
Всероссийская конкурс-премия современного уличного искусства и спорта «Кардо» - Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества В целях пропаганды здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в молодежной среде и развития творческого потенциала молодежи Молодежной региональной общественной организацией Ставропольского края «Центр Парку
18.10.2018 Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества
Пятый межрегиональный открытый фестиваль-конкурс «Кавказ. Мир Православия» посвятят благотворительности и добровольчеству - Sk-News.Ru Он пройдет под эгидой Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках медиафорума «Благословенный Кавказ» при поддержке аппарат
18.10.2018 Sk-News.Ru
В воскресенье в селе Шики прошли традиционные восьмые «Кязимовские чтения» у дома, где жил и творил основоположник балкарской литературы Кязим МЕЧИЕВ.
17.10.2018 Газета Горянка
(Продолжение. Начало в №№ 40-41) А актер доверительно, по-детски сообщил, что очень хотел быть артистом.
17.10.2018 Газета Горянка
С 8 по 12 октября в Нальчике прошел международный кинофестиваль «FEST-хиты».
17.10.2018 Газета Горянка
«Мемориал Кязима Мечиева»: в духе патриотизма и воли к победе - Городской округ Нальчик В Универсальном спортивном комплексе Нальчика состоялся Второй Всероссийский юношеский турнир по вольной борьбе, посвященный памяти основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева.
22.10.2018 Городской округ Нальчик
Юные футболисты из Кабардино-Балкарии и Ставропольского края поборолись за призы РусГидро на Всероссийском турнире по футболу в Нальчике - Sk-News.Ru Турнир по футболу для юных футболистов 2010 года рождения провели в Нальчике гидроэнергетики Кабардино-Балкарского филиала ПАО «РусГидро» в рамках благотворительной программы компании «Чистая энергия»,
22.10.2018 Sk-News.Ru
Ещё в сентябре подопечные Трубицина шли  в лидерах, показывая красивый результативный футбол.
15.10.2018 Кабардино-Балкарская правда
Сборная команда Кабардино-Балкарии приняла участие в IX Фестивале культуры и спорта народов Кавказа, который проходил в Грозном.
09.10.2018 Кабардино-Балкарская правда
В Кабардино-Балкарии введен в строй завод по розливу питьевой воды. Производственная мощность предприятия «Живая вода» на новом технологическом оборудовании составит пять тысяч бутылок в час.
22.10.2018 Глава КБР
Сводка происшествий на территории Кабардино-Балкарской Республики за 18 октября 2018 года Произошло ДТП – 2 Пострадали – 2 Зольский район (пострадал водитель) в 03 часа 50 минут молодой человек 1992 года рожд
22.10.2018 KbrInfo.Ru