Конечно, первое, что возникает в памяти практически сразу, - роман А.М. ГОРЬКОГО «Мать» - одно из вершинных произведений отечественной литературы. Страдания, борьба за правду в самое тяжелое для страны время - на сломе эпох не только не могут сломить волю героини, воспитавшей единственного сына-революционера, но и делают ее сильнее. После ЧЕРНЫШЕВСКОГО, создавшего образ Рахметова, Горький создает Павла Власова, можно сказать, воспроизводящего образ революционного «сверхчеловека», однако центральная фигура в романе - именно Ниловна. Она не просто воплощение «женской судьбы» в переломную эпоху, она – страдалица, судья, выносящий приговор миру несправедливости. «Морями крови не угасят правды!» - произносит Ниловна свой манифест, центральный для всего романа.
Еще одно монументальное произведение мировой литературы, в котором образ матери является центральным, - «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольда БРЕХТА. Главная героиня пьесы – маркитантка, теряющая на войне своих детей одного за другим. Образ мамаши Кураж, в которой сочетаются и народная смекалка, и юмор, и инстинкты, и трагическое мироощущение, поражает глубиной и неоднозначностью. Настроение и пафос пьесы, переходящий от комического к высокой патетике и трагизму, выводят читателя на новые уровни понимания и героини, и проблематики.
Несколько особняком стоит роман шведского писателя ХХ века Свена ДЕЛЬБЛАНКА «Дорогая бабушка», выводящий на авансцену образ властной и эксцентричной, но по-своему обаятельной женщины. Она – центральная фигура в романе, она – женщина-судьба, к которой каждый из членов семьи относится по-своему: муж подчиняется, внук сопротивляется и бунтует, но ее присутствие в их жизни неизменно. Она, бабушка и мать, для них «мера всех вещей». Неспешное повествование, в целом характерное для скандинавской прозы ХХ века, некоторая остраненность повествователя, подчеркивающего свою позицию «созерцателя» и наблюдателя, его философские размышления дают читателю возможность заглянуть за грань того, что ему известно о человеческой природе.
Невозможно обойти вниманием и рассказ К. ПАУСТОВСКОГО «Телеграмма», который многие помнят из школьной программы. Произведение создавалось в период урбанизации, когда молодое поколение покидало деревни, уезжая в города. Паустовский одним из первых поднял проблему одиноких стариков, оставленных детьми и доживающих свой век в ожидании весточки от любимых чад, которой они могут так и не дождаться, что и произошло с героиней рассказа Катериной Ивановной. Это состояние ожидания, надежды, которая не оставляет ее на протяжении всего рассказа, передается и читателю, который вместе с матерью ждет телеграммы. Вместе с тем повествователь далек от вынесения обвинительного приговора «равнодушной молодежи». Он подчеркивает, что проблема одиноких стариков – не вина какой-то одной стороны, а беда времени, несущегося вперед и не оставляющего человеку даже крохотного закутка для собственно человеческого. Глубока печаль Катерины Ивановны, но не менее глубока скорбь ее дочери, приехавшей, увы, слишком поздно…
Очень перекликается с «Телеграммой» рассказ кабардинского писателя и фронтовика Ахмедхана НАЛОЕВА «Бабушка, идущая по воду» («Псыхьэ нанэ»). Как и Катерина Ивановна, героиня рассказа «живет ожидая», вопреки суровой правде: сын выжил на фронтах Великой Отечественной, но не вернулся к матери, и она обречена на одинокую старость. Живость, правдивость образа старушки, несколько раз в день идущей к роднику, чтобы к возвращению сына в доме была свежая ключевая вода, заставляют читателя сопереживать и также надеяться на счастливый финал.
Среди произведений поэтов Кабардино-Балкарии невозможно не отметить цикл стихов о матери Кайсына КУЛИЕВА. Нужно ли говорить, что образ матери занимает центральное место в творчестве поэта. Мать – это и вечная женственность, и тихая обитель, и убежище, и пристанище, и красота, и доброта, и благодать, осеняющая своим присутствием и природу, и душу человека. Ее образ – святой, труженицы, заступницы лирический герой ищет в каждой женщине, отчего все женские образы покоряют нездешней теплотой. К ней хочется прильнуть губами, как и к поэтическим строкам, ее воспевающим.
Юлия БЕКУЗАРОВА
Источник: Газета Горянка
28.11.2012 12:51