Танец – это энергия Вселенной

Танец – это энергия Вселенной
Фото: www.goryankakbr.ru

Легендарный балетмейстер и хореограф, заслуженный деятель культуры РФ и КБР, лауреат многих международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, автор более 80 современных танцев и 500 танцевальных композиций Юсуф ЭМИНОВ недавно отметил 80-летие. Он по-прежнему стремителен и полон идей, но нашу беседу начинает с парадоксальной фразы: «Я ничего не успел сделать».
Творил на камнях
- Я не успел оглянуться, как это произошло. Наверное, в такие дни человек должен подводить какие-то итоги. Мне кажется, я не успел ничего сделать, не реализовался так, как мог бы. Искусство творил на камнях, то есть на нулевой базе, а точнее на своих костях. Республика для меня оказалась слишком маленькой, хотя здесь я сделал столько, что о развитии современного танца в Кабардино-Балкарии узнали не только в Советском Союзе, но и в Европе.
Детство
- Мое детство прошло в Карачаево-Черкесии в ауле Кызыл-Тогай. Мне пришлось очень рано начать работать, лет с шести. Нанимался ухаживать за ягнятами, козлятами, копал землю под фундамент, месил глину для саманных домов, таскал камни, воду. Но для меня любой труд был в радость, я не иссякал, не уставал. К концу рабочего дня меня ждало вознаграждение – 30-40 копеек, кусок хлеба и бутылка молока. Все это я приносил домой и отдавал родным.
Как-то, когда мне было лет 13-14, в конце февраля ехал из Черкесска домой, автобус пришел поздно, поэтому переходить через замерзшую реку Зеленчук нужно было ночью, и я провалился под лед. Плыл подо льдом, где он становился тоньше, видел звезды. Минут через пятнадцать (это была целая вечность), под меня подплыл огромный пласт льда, и я, опираясь на него, оказался на поверхности. До дома было еще километров шесть. Я не пробежал, а пролетел это расстояние. На пороге упал без сил и сказал, чтобы сразу меня в теплую комнату не заносили. Потом долго ни ноги, ни руки не работали. Выжил чудом, помогли в этом животные. 
Я не знал страха, и когда мне пришла мысль покончить с собой, положил рядом веревку и только ждал утра. И вдруг увидел, как в мое окно заглянула черная кошка. Глаза ее сверкали, как бриллианты, я такого раньше никогда не видел. Она запрыгнула в форточку и легла мне на ноги. Все мысли о самоубийстве сразу покинули меня, как бы стерлись с ленты памяти. В это же время в комнату зашла собака бесподобной красоты, похожая на бурого медведя, и тоже села рядом. Раньше я не видел ни этой кошки, ни этой собаки. И я начал учиться заново ходить, сначала ползал, поэтому мои руки были стерты чуть ли не до костей. Эти животные меня везде сопровождали. Но в один прекрасный день я смог встать на костыли, и они мгновенно меня покинули. С тех пор я их больше не видел.
Судьбоносный ветер
- Когда я почувствовал себя взрослым, поступил в техникум, получив специальность столяра-паркетчика шестого разряда, то есть мог стелить паркет с узорами. Тогда и не подозревал, что в будущем на таком паркете буду танцевать. Затем пошел в театральную студию, потом мне захотелось танцевать, петь, дирижировать. Когда вручили диплом, вышел на улицу и как будто расставил невидимые антенны, чтобы понять, куда же меня жизнь поведет. Подул ветер, и в мою сторону полетела газета. Поднял ее и прочитал, что в Кабардино-Балкарии культурно-просветительское училище проводит набор на хореографическое отделение для подготовки артистов музыкального театра, строительство которого началось в Нальчике. Вещей у меня никаких не было, утром уехал на экзамены. Здесь судьба свела меня с замечательными педагогами, среди них были Мария ФОРМАНЧУК, первый преподаватель Махмуда ЭСЕМБАЕВА, балетмейстер Александр ПРОЦЕНКО, ведущий солист и балетмейстер «Кабардинки» Хашир ДАШУЕВ. Он опекал меня и как педагог, и как человек, профессиональные советы давал осторожно, чтобы не обидеть, никогда не демонстрировал своего превосходства. Вместе с другими выпускниками училища я участвовал в первых балетах, поставленных в Кабардино-Балкарии, «Лялюца», «Даханаго», «Бахчисарайский фонтан».
Потом в республику пришел вызов на первые в Советском Союзе курсы современного танца. Меня туда отправил заместитель министра культуры Исмаил РАХАЕВ, сказав: «Ты единственный, кто у нас в республике стремится к новому». Задача курсов состояла в том, чтобы  открыть в стране массовые школы современного танца, которые бы могли конкурировать с западными аналогами. В Москве я тоже встретил удивительных педагогов, в том числе фантастическую женщину Раису Семеновну БЛОК, которая учила наших легендарных маршалов БУДЕННОГО и ВОРОШИЛОВА танцевать вальс и танго. Она могла простые элементы исполнить так, что завораживала, гипнотизировала всех, настолько это было «вкусно» и красиво.
Конечно, конкурировать с такими танцами, как твист или шейк, было трудно. Вся западная пропаганда работала на их рекламу. Но мы начали создавать свои танцы. Я создал 80 авторских танцев, из них 17 стали известны в нашей стране, а три – во всем мире. Я был очень дерзким, не знал, что такое усталость, все время работал.
Пингвины 
на австрийской границе
- Когда я работал в международном лагере «Спутник» в Сочи, каждая группа, уезжая домой, распространяла мои танцы по всему миру. Дважды сюжет об этом  показали по Евровидению. Как-то у меня занималась французская группа, в составе которой был сын английского писателя Джеймса ОЛДРИДЖА Томас. Ему очень нравились русские танцы. Когда мои ученики из Франции уезжали, преподнесли мне в подарок большой пакет. Я стоял один на площади, а из репродуктора доносилась музыка. Пакет оказался полон бумаги, и только на дне я нашел маленькую фигурку пингвина. Взял его в руки и начал двигаться под музыку, не замечая, что человек 400 со всех этажей наблюдали за этой импровизацией. Когда музыка закончилась, танец «Пингвины», ставший потом знаменитым, был готов. Французы еще не успели добраться до аэропорта, как я посвятил его нашей дружбе. 
Когда намного позже нас с легендарным танцевальным ансамблем «Ритм» пригласили на юбилей коммунистической газеты «Фольксштимме» в Австрию, мы там произвели настоящий фурор с этим танцем. На другой день на первой странице газеты поместили рисунок, на котором со стороны Советского Союза в Австрию идут пингвин, а у впереди идущего пингвина большая красная звезда на груди. Рисунок сопровождался подписью  «Русские пингвины пересекают австрийскую границу». После этого во время празднования 1 Мая впервые в Советском Союзе на Красной площади танец «Пингвины» исполнили 1200 школьников Москвы.
Мы прославили 
Кабардино-Балкарию
- В Нальчике уже строился танцевальный зал, и мне нужно было возвращаться в республику. Когда я зашел в еще пустой танцзал, почувствовал такую точку опоры, что пообещал прославить этот город. И все закрутилось. Открывались школы, создавались ансамбли, в том числе первая группа ставшего потом знаменитым ансамбля «Ритм». Началась пропаганда современных танцев по всей республике. И уже через три-четыре месяца в республике стали проводиться танцевальные конкурсы. Я все время был в работе. Засыпая, клал рядом лист бумаги на случай, если во сне придет какая-то идея. Часто утром чуть не плакал, потому что строки переплетались и ничего прочитать было невозможно. Нам давали грамоты, у меня их более 400 от различных министерств, хвалили, но все развитие шло только благодаря энтузиазму. Но со своими идеями я опережал многих лет на 15-20. Как-то прочитал слова, которые словно появились в воздухе у меня перед глазами и запомнились навсегда: «Танец – это мысль в движении, это гармония души, это энергия Вселенной, это лучи солнца, это долголетие, это здоровье».
Наконец нас приглашают на конкурс Юга России. Там наш «Ритм» побеждает всех соперников. И сразу - на конкурс в Ростов-на-Дону, там тоже свои танцы исполняем по три раза на бис. Опять золотая медаль. Затем заключительный этап в Сочи, где победили 41 ансамбль. Оттуда нас направляют в Москву, там мы становимся первыми среди 90 ансамблей. Чем мы их покоряем? Новизной и простотой. После этих побед я создал два уникальных танца на основе кавказского фольклора «Эхо заснеженных гор» и «Орайда». Они получили золотые медали на всесоюзном и всероссийском конкурсах. Скоро нашему ансамблю стали доступны все сцены Советского Союза - Колонный зал Дома Союза, зал Чайковского, Кремлевский дворец съездов, концертный зал «Россия», стадионы, олимпийская деревня. Так мы прославили Кабардино-Балкарию.
У меня много учеников. Никому из них я не навязывал свою методику преподавания, свой стиль, лишь давал им импульс к творчеству. Назову только некоторых - Лилия ДОБРОСЕРДОВА, руководитель ансамбля «Арабеск» во Дворце творчества, Ирина МОНАКОВА с сыном Романом в ансамбле, работавшие с группой «Каллисто» в КБГУ. Сейчас один из моих учеников - Андрей ПАНФЕРОВ работает в Санкт-Петербурге, он шестикратный призер чемпионата мира по исполнению аргентинского танго, а четверо моих учеников открыли свои школы в США. Бэлла ГУБЖЕВА – неоднократная финалистка чемпионатов мира и Европы среди профессионалов по латиноамериканской программе тоже начинала в нашем танцевальном зале.
Животные нуждаются 
в нашей помощи
- С раннего детства рядом со мной были животные. Будучи студентом, уходил в лес и на свою маленькую стипендию кормил их. До сих пор не могу равнодушно пройти мимо бездомного животного, попавшего в беду. Если животное получает травму, ищу ветеринара, а потом нахожу ему хозяев. Но животным нужен приют, где бы работали профессионалы с любящим сердцем. Это моя мечта. Поэтому хочу еще раз обратиться с этой просьбой к руководству республики. Это очень важно сейчас, когда люди становятся все более жестокими.

Ольга КАЛАШНИКОВА
 
По теме
Накануне Дня возрождения балкарского народа, в старинном прикамском городе Елабуге состоялась передача картины балкарского художника, архитектора, музыканта,
Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
Газета Нальчик
В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
Министерство здравоохранения
Строки над вершинами гор - Газета Горянка Где отмечать Всемирный день поэзии? Члены литературного клуба «Жан» для себя этот вопрос решили еще в 2018 году, когда были проведены первые «Чтения на Чегете».
Газета Горянка
ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ - Газета Горянка Ирина КАПКОВА работает специалистом отдела продаж торговой марки, имеет разряд по плаванию и любит кулинарить по выходным.
Газета Горянка
1F8B1F6F-7E42-4D59-A00E-DBACBA402AAB.jpeg - РИА Кабардино-Балкария Глава КБР Казбек Коков вместе с Губернатором Ставропольского Края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым приняли участие в туристко-патриотическом слете "Мосты дружбы", сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
РИА Кабардино-Балкария