Он верил в спасительную силу Человечности

На доме в Нальчике, где жил Казбек Дзудтагов, нет мемориальной доски. Нет такого памятного знака и на здании, где в подвале жил и творил чудо муниципальный театр «Коврик», создателем и вдохновителем которого был режиссёр Казбек Дзудтагов. Но тысячи зрителей хранят его имя и спектакли камерного театра в глубине благодарной памяти, в том сегменте живого сердца, где обитает только светлое.
 Театр появился в смутное время, на рубеже 90-х годов, когда многим казалось, что привычный мир перевернулся и вечные нравственные ценности навсегда канули в Лету. Умами и душами умело овладевали апатия и разочарование – наглядный симптом отсутствия ясного представления о будущем. В такой атмосфере
1 апреля 1988 года и открылся театр-студия «Коврик» спектаклем «Звёзды на утреннем небе»
А. Галина. Там было заявлено, что милосердным может быть лишь чуткое сердце. Милосердия не хватает всем, но мало кто живёт по его законам. И тот спектакль стал маленькой ступенью в эру милосердия, ведь впустив в свой мир хотя бы одну из социальных язв, позорных и вопиюще унижающих человеческое достоинство, можно сообща отыскать средство для её  излечения.
 Начав с такой ноты, несмотря на разгул криминала и погони за золотым тельцом, нарастание недовольства общества проводимыми реформами, от спектакля к спектаклю Казбек строил линию горизонта, где добро и верность, мужество и сострадание не мельчали и не тускнели, а были по-прежнему необходимы и самоценны. «Генералы в юбках» и «Любовь и голуби», «Прощай, Иуда!» и «Трамвай «Желание», «Иванов» и «Убийство Гонзаго», «Цианистый калий» и «Месье Амилькар», как и другие спектакли «Коврика», собирали в зале тех, кто понимал, что самое ценное в театре – это жизнь человеческого духа. А самое драгоценное в жизни – человеческие отношения, которые предполагают доверие, открытость, солидарность, душевную близость. Театр Дзудтагова собирал единомышленников, поддерживал слабых и дарил крылья сильным, ведь дух есть сила самоопределения к лучшему. «Ковриковцы» защищали само время от обывательских поверхностных суждений и нежелания вникать в вызовы и прямые призывы Вселенной, законы которой требуют от нас братской любви, заботы о самосовершенствовании, чтобы не выживать, а жить по-человечески.
Казбек вырос в осетинском селе Хумалаг. В школе был лидером, легко усваивающим знания. Не был паинькой, но в глазах  горело желание познать многое, причём самостоятельно. Увлекся художественной самодеятельностью в сельском доме культуры, и первый же выход на сцену в спектакле сделал его популярным артистом. Но он мечтал о флоте, а взрослые понимающие люди, видевшие его работы на различных смотрах-конкурсах, агитировали ехать в Москву и учиться на актёра. Родители были против, но старшая сестра Эльма убедила, что талант надо развивать.
На режиссёрском факультете ГИТИСа его учителем стала Мария Кнебель. Её театр был наполнен поэтичностью и светлой верой в человека, его душу. Она была влюблена в Чехова, и Казбек до конца дней своих тоже любил его перечитывать. Кнебель поставила «Иванова».
Войдя в зрелый возраст, он по-своему прочитал и поставил в Нальчике эту великую чеховскую пьесу. Казбек много размышлял над прочитанным, неустанно удивлялся делам и помыслам человеческим. Цельность его натуры поражала и притягивала. Он был самоотвержен и всегда готов прийти на помощь – тогда  это не казалось чем-то редкостным, а было само собой разумеющимся. Его нет с нами уже почти шесть лет, и как не хватает его плеча, его суждения, его юмора, его умения посмотреть на происходящее через призму нетленных истин...
Казбек был требователен к себе и другим, но удивительным образом выработал такую манеру общения, что эта требовательность воспринималась актёрами как проявление их свободы. Он иногда замыкался в себе и никого близко не подпускал,   так диктовало ему его творческое «я», а не усталость или обида на людей. Он был трудоголиком, в ущерб, может быть, жившим в его душе нежности, романтичности и мечтательности. Судьбоносная встреча в ГИТИСе с Галиной Таукеновой, тогда просто студенткой, привела его в Кабардино-Балкарию, здесь родились и выросли трое их детей, а сами они явили миру режиссёрский и певческий таланты.
В последние годы жизни работать ему пришлось во Владикавказе, в Северо-Осетинском академическом театре. Там по достоинству оценили его бескорыстие, работоспособность, внимание к артистам, их возможностям и скрытым творческим ресурсам. Казбек привёз в Нальчик спектакль «Чёрная бурка» по пьесе Георгия Хугаева. Скорее, притча или завещание, ведь нет сомнения, что пёс Тузар – это  сам Казбек, подводящий, как оказалось совсем скоро после спектакля, итог понимания сути земных вещей. Его образ мира, вмещающий любовь и преданность, социальную справедливость и благодарность, многим современникам  кажется архаикой. Но душно, но страшно жить там, где верный пёс Тузар станет мифом, а реальностью  – глупые зайцы и хищные волки. блистательно отыграл спектакль весь актёрский состав, ведомый любовью Казбека к артистам, к зрителям, к истине.
Казбек и его театр помогли многим из нас не растерять светлые идеалы. Мы шли в его театр, чтобы пережить несчастья героев и героинь, осознав при этом, что грандиозность бед соразмерна самой жизни. Он верил в свою звезду и своё призвание. Вместе с Антоном Чеховым и Марией Кнебель лелеял мечту о спасительной силе человечности.
Мама Казбека Малика Дзудтагова  ушла из жизни в этом году. Она всегда переживала, что в его паспорте стоит неверная дата рождения: «Он родился через двадцать дней после Победы!» Исправляем неточность – сегодня  Казбеку Дзудтагову могло бы исполниться 70. И если бы вы знали, как любил он исполнять песни военных лет…

Мария Котлярова
 
По теме
«День пожарной безопасности» в Псыгансу - Урванский район В прошлом году в сельском поселении Псыгансу произошло 13 пожаров, в результате которых 1 человек получил травмы различной степени тяжести, а жители понесли материальный ущерб.
Урванский район
Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
Газета Нальчик
В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
Министерство здравоохранения
Строки над вершинами гор - Газета Горянка Где отмечать Всемирный день поэзии? Члены литературного клуба «Жан» для себя этот вопрос решили еще в 2018 году, когда были проведены первые «Чтения на Чегете».
Газета Горянка
ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ - Газета Горянка Ирина КАПКОВА работает специалистом отдела продаж торговой марки, имеет разряд по плаванию и любит кулинарить по выходным.
Газета Горянка
1F8B1F6F-7E42-4D59-A00E-DBACBA402AAB.jpeg - РИА Кабардино-Балкария Глава КБР Казбек Коков вместе с Губернатором Ставропольского Края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым приняли участие в туристко-патриотическом слете "Мосты дружбы", сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
РИА Кабардино-Балкария